Главная » Статьи » Мои статьи |
«Информатика в начальной школе – это особый предмет, который уже стал
скорее нормой, чем исключением»
Н.В. Матвеева[1]
Преподавание
информатики и ИКТ
на
ступени начального общего образования в 3-4 классах
В нашей школе в 2008-2009 учебном
году начался эксперимент по обучению информатики в начальной школе с 3-го
класса. Первоначально обучение реализовывалось по бескомпьютерному варианту. В
настоящее время созданы условия для активного применения средств информационных
и коммуникационных технологий в обучении информатики и ИКТ в начальной школе: создан
компьютерный класс, в котором расположено 12 автоматизированных рабочих мест
(АРМ), ноутбук, инфракрасная интерактивная доска, проектор, принтер ч/б
лазерный, многофункциональное печатающее устройство (принтер-сканер-копир).
Настроена локальная сеть, есть выход в Интернет, оборудована зона Wi-Fi.
В Базисном (образовательном) учебном плане информатика в 3 – 4 классах не вынесена как
отдельный предмет, а вводится как
школьный компонент образовательного учреждения «Информатика и ИКТ»
(инновационный процесс в школе). Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 3-4 классов в течение 68 часов (в том числе в III классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю), что соответствует федеральному компоненту государственного
стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ. Главная цель данного курса информатики и ИКТ
– развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать
предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в
областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления
и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в
формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Задачи
курса: 1) развитие у школьников навыков решения задач с
применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены
в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике: - применение
формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к
известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их
комбинаций – «если ... и ..., то...»); - алгоритмический
подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для
достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых
ответом является не число или утверждение, а описание последовательности
действий; - системный
подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых
составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования
объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на
поведение всей системы; - объектно-ориентированный
подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные
предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой
группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет
по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»); 2) расширение кругозора в областях знаний, тесно
связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами,
логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и
некоторыми другими 3) создание у учеников навыков решения логических
задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу,
которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей
(поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные
догадки, развитие творческого воображения и др.). Учебный материал изучается на протяжении всего курса
концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к
классу. На уроках
информатики и ИКТ в 3-4 классах используется определенная система обучения, заложенная в
учебно-методический комплект (УМК) для начальной школы (авторы Горячев А.В., Образовательная
система «Школа 2100»). Учебный
комплект «Информатика в играх и задачах» А.В.
Горячева состоит из учебников-тетрадей (для каждого класса по две тетради) и
подробных поурочных разработок (для каждого класса по одной). Для
проведения практических занятий «Мой инструмент компьютер» прилагаются
справочник–практикумы для 3-4 классов: 1.
Горячев, А. В. Дизайнер Интерьеров FloorPlan 3D. Справочник–практикум для
школьников. – М. : Баллас, 2007. – 127 с. (Образовательная система «Школа
2100»). 2.
Горячев, А. В. Конструктор игр для
школьников. Справочник–практикум для учащихся 3-4 классов / А. В. Горячев, Е. М. Островская. – М. :
Баллас, 2007. – 64 с. 3.
Горячев А.В, А. В. Конструктор
мультфильмов «Мульт-пульти». Справочник–практикум для школьников / А. В. Горячев, Е. М. Островская. – М. : Баллас, 2007. – 96 с. Также компьютерный практикум можно проводить с использованием
следующих программных средств: «Кирилл
и Мефодий. Мир информатики», «Роботландия», «Страна фантазий» и др. Комплект учебных пособий для 3-4 классов поддерживается
опорными плакатами. К плакатам прилагаются методические рекомендации по их
использованию в учебном процессе. Все
УМК дополняются электронными учебными материалами на дисках и в коллекции
образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ Учебник и другие элементы
УМК реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели,
предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в
овладении базовой системой понятий информатики на доступном младшему школьнику
уровне. Уже в начальной школе ученик
должен усвоить этапы работы с информацией и определенные правила
информационной деятельности, что и происходит в процессе обучения информатике в
начальной школе практически на каждом уроке. Информатика и ИКТ в начальной школе — это особый предмет, в ходе
изучения которого школьники целенаправленно осваивают приемы и способы работы
с информацией. Информатика и ИКТ в 3-4 классах — это начало изучения
достаточно сложной по своей структуре и содержанию учебной дисциплины, которая
находится в стадии активного развития. Это определяет сложность ее
преподавания. Учитель должен не просто освоить содержание и методику обучения,
но постоянно следить за изменениями, которые ежегодно происходят как в самой
науке информатике, так и в учебном предмете, отражающем ее в
общеобразовательной школе. Обучение
информатике в начальной школе подготовит учащихся к самостоятельному
использованию в учебной деятельности информационных источников, сформирует элементарные
умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием
средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ.
Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в
начальной школе по курсу информатики и ИКТ, позволят им получить опыт учебной
деятельности с использованием технических средств обучения и средств
информационно-коммуникационных технологий и применить его при выполнении
подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в
информационное образовательное пространство.
Список литературы
1.
Информатика в играх и задачах. 3 класс:
Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова
Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.; 2.
Информатика в играх и задачах. 4 класс:
Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова
Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.
3.
Попова Н.Г. Информатизация учебного
процесса. – Журнал «Начальная школа» №11, 2000. 4.
Рекомендации по использованию
компьютеров в начальной школе. - Журнал
«Начальная школа» №5, 2002. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития
мышления младших школьников. Библиотека сообщества
учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей»,
2008. 5. Ресурсы интернета [1]
Н.В.
Матвеева, кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО), член Федерального экспертного
совета Минобразования.-
Информатика в начальной школе. | |
Просмотров: 1315 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |