Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Информатика в 3-4 классах. Почему?


«Информатика в начальной школе – это особый предмет, который уже стал скорее нормой, чем исключением»

Н.В. Матвеева[1]

 

Преподавание информатики и ИКТ

на ступени начального общего образования в 3-4 классах

 

В нашей школе в 2008-2009 учебном году начался эксперимент по обучению информатики в начальной школе с 3-го класса. Первоначально обучение реализовывалось по бескомпьютерному варианту. В настоящее время созданы условия для активного применения средств информационных и коммуникационных технологий в обучении информатики и ИКТ в начальной школе: создан компьютерный класс, в котором расположено 12 автоматизированных рабочих мест (АРМ), ноутбук, инфракрасная интерактивная доска, проектор, принтер ч/б лазерный, многофункциональное печатающее устройство (принтер-сканер-копир). Настроена локальная сеть, есть выход в Интернет, оборудована зона  Wi-Fi.

В Базисном (образовательном) учебном плане  информатика в 3 – 4 классах не вынесена как отдельный предмет,  а вводится как школьный компонент образовательного учреждения «Информатика и ИКТ» (инновационный процесс в школе).

Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан  на изучение учащимися 3-4 классов в течение 68 часов (в том числе в III классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю), что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

-       применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

-       алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

-       системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

-       объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Учебный материал изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

 На уроках информатики и ИКТ в 3-4 классах используется определенная  система обучения, заложенная в учебно-методический комплект (УМК) для начальной школы (авторы Горячев А.В., Образовательная система «Школа 2100»).

 Учебный комплект «Информатика в играх и задачах»  А.В. Горячева состоит из учебников-тетрадей (для каждого класса по две тетради) и подробных поурочных разработок (для каждого класса по одной). Для проведения практических занятий «Мой инструмент компьютер» прилагаются справочник–практикумы для 3-4 классов:

1.      Горячев, А. В. Дизайнер Интерьеров FloorPlan 3D. Справочник–практикум для школьников. – М. : Баллас, 2007. – 127 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

2.      Горячев, А. В. Конструктор игр для школьников. Справочник–практикум для учащихся 3-4 классов /  А. В. Горячев, Е. М. Островская. – М. : Баллас, 2007. – 64 с.

3.      Горячев А.В, А. В. Конструктор мультфильмов «Мульт-пульти». Справочник–практикум для школьников /  А. В. Горячев, Е. М. Островская.  – М. : Баллас, 2007. – 96 с.

Также компьютерный практикум можно проводить с использованием следующих программных средств:  «Кирилл и Мефодий. Мир информатики», «Роботландия», «Страна фантазий» и др.

Комплект учебных пособий для 3-4 классов под­держивается опорными плакатами. К плакатам прила­гаются методические рекомендации по их использова­нию в учебном процессе.

Все УМК дополняются электронными учебными материалами на дисках и в коллекции образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Учебник и другие элементы УМК реализуют обще­образовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практи­ческой задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном младше­му школьнику уровне. 

Уже в начальной школе ученик должен  усвоить этапы работы с информацией и определенные правила информационной деятельности, что и происходит в процессе обучения информатике в начальной школе практически на каждом уроке.  

Информатика и ИКТ в начальной школе — это особый предмет, в ходе изучения которого школьники целена­правленно осваивают приемы и способы работы с ин­формацией. Информатика и ИКТ в 3-4 классах — это начало изучения достаточно сложной по своей структуре и со­держанию учебной дисциплины, которая находится в стадии активного развития. Это определяет сложность ее преподавания. Учитель должен не просто освоить со­держание и методику обучения, но постоянно следить за изменениями, которые ежегодно происходят как в самой науке информатике, так и в учебном предмете, отражающем ее в общеобразовательной школе.

Обучение информатике в начальной школе подготовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в начальной школе по курсу информатики и ИКТ, позволят им получить опыт учебной деятельности с использованием технических средств обучения и средств информационно-коммуникационных технологий и применить его при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство.


 

Список литературы

1.     Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.;

2.     Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.

 

3.     Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. – Журнал «Начальная     

     школа» №11, 2000. 

4.     Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. -  Журнал «Начальная школа» №5, 2002.

Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления     

     младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.

5.     Ресурсы интернета



[1] Н.В. Матвеева,  кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО), член Федерального экспертного совета Минобразования.- Информатика в начальной школе.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: yuliasafronova (01.02.2013)
Просмотров: 1315 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: