Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Грицовская средняя школа имени Д.С. Сидорова»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

 

 

Подготовил(а):

Сафронова Ю.М. – учитель информатики и ИКТ.

Педагогический стаж: 5 лет

 

 

п. Грицовский,  2015

Методические особенности использования интерактивных средств обучения для решения дидактических задач учителя на уроках информатики

В педагогике различают несколько моделей обучения:

  • пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
  • активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
  • интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Иначе говоря, интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.

Технология интерактивного обучения школьников позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика. Она не конкурирует с традиционными формами преподавания. Ее цель - объединить все эти формы преподавания. Использование интерактивной технологии позволяет решить поставленные задачи для развития творческого мышления и умения аргументировать свои доводы, необходимые для решения любых проблем.

Революционный переворот, который осуществили новые информационные технологии, уже принесли свои результаты. Практически все учебные учреждения осознают, что будущее в образовании принадлежит новым информационным технологиям.

Компьютерные технологии позволяют видоизменить стиль обучения – различные навыки и умения по всем видам речевой деятельности обучаемые приобретают одновременно. Структура программ не дает расслабляться и побуждает обучаемых думать, анализировать, делать выводы и формулировать правила.

Итак, мультимедийные компьютеры в совокупности с мультимедийной и интерактивной техникой позволяют сделать учебный процесс:

познавательным (последние данные и информация из Интернет);

увлекательным (оригинальность заданий) ;

занимательным (игры, шарады, кроссворды) ;

гибким (в компьютере несколько блоков, которые можно менять, дополнять и т.д.);

многообразным (в зависимости от цели и задачи, например, английский для бизнесменов, или английский для делового письма, и т.д.) ;

творческим (использовать самые новые достижения в компьютерной технологии) ;

эстетически привлекательным (красочный интерфейс: графика, видео, анимация, специально подобранные для каждой программы).

Использование мультимедийной и интерактивной техники в обучении имеет свои особенности. В настоящее время интерактивные доски используются во всем мире в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин.

Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс. Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические (ощущения). Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.

Важно понять, что интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Учителя должны грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к уроку. Учителя нуждаются и в других программных средствах, которые могут расширить сферы применения интерактивной доски.

Использование планшетных персональных компьютеров имеет много преимуществ, а особенно в сфере образования и обучения. Планшеты  являются идеальным решением из-за их мобильности, широкой доступности, интерактивного обучения, бесшумной работы, а также различным функциям. Планшетные компьютеры сегодня окружают нас везде. Они полностью изменили многие вещи и работу, которую мы делаем в нашей повседневной жизни. Замена документов, книги сжаты в форматы, благодаря которым в планшет могут легко поместиться тысячи их, мультимедийные файлы. Вот несколько причин, почему использование планшетного компьютера в обучении дает много выгод:  мобильность, широкая доступность, интерактивное обучение, бесшумная работа.

Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.

Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Существуют три составляющие, на которых держится качественный мультимедийный урок: техническое оснащение, образовательный контент и ИКТ-компетентность учителя.

Объектно-ориентированный подход в изучении  программирования, реализованный на основе современных визуальных сред, приобретает все большую популярность в школьной информатике. Визуализация процесса создания программ позволяет на первых этапах увидеть результат своего труда, процесс создания интерфейса проектов увлекает обучающихся, дает возможность проявить творческие способности. Нельзя не отметить практическую значимость создаваемых проектов, не исключена возможность создания коммерческих проектов, что  в большей степени заинтересовывает обучающихся.

 

Подводя итоги всему выше сказанному, отметим следующее:

урок должен быть приготовлен заранее, тогда объяснение материала пройдет быстрее;

интерактивная доска позволяет использовать самые разные материалы одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые материалы;

течение урока должно быть логическим и последовательным, тогда урок позволит выполнить все поставленные задачи;

файлы, сохраненные во время урока, могут быть переданы ученикам; также эти файлы можно использовать на последующих уроках для повторения пройденного материала или дополнения.

Таким образом, интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий. Следует понимать, что альтернативы информационным технологиям нет. Технологии могут не работать, если ими не хотят или не умеют пользоваться, или пользуются не с теми целями, ради которых они созданы. Технологии эффективно работают для тех, кто хочет, чтобы им помогли. Совершенно очевидно, что использование интерактивных технологий в образовании имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованными.

Список используемых источников

 

  1. Бобровская Л. Н., Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю. Методические особенности использования интерактивных средств обучения для решения дидактических задач учителя на уроках информатики // Информатика и образование. – 2013. – №2 (241). – С. 76-78.
  2. Гавронская Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» // Высшее образование в России. – 2008. – №7.
  3. Данильчук Е.В. Эволюция курса информатики в школе: поиск новой парадигмы подготовки будущего учителя информатики в педагогическом вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – Т. 62. – № 8.
  4. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: проблемы и поиск решений. Педагогическое образование и наука. 2014. № 1. С. 45-50.
  5. Куликова Н. Ю., Склейнов Е. Л., Сердюкова С. Ю. Использование мультимедийных и интернет-технологий для разработки электронных образовательных ресурсов интерактивной доски при обучении информатике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 2(77). – С.97-102.
  6. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. – М.: ИИО РАО, 2010.
  7. Сергеев А.Н. Разработка Интернет-портала как системы информационно-технической поддержки образовательного процесса с использованием интерактивной доски // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10304 (дата обращения: 20.06.2014).

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: yuliasafronova (02.04.2015)
Просмотров: 713 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0